Санация трубопровода — это восстановление поврежденного участка трубы без проведения масштабных земляных работ и продолжительного сопутствующего перегораживания дороги. Такой способ требует меньше времени и ресурсов, поэтому он востребован за рубежом, а с недавнего времени набирает популярность и в России.
В нашей стране он часто еще и крайне необходим. Причина в том, что многие инженерные сети и магистрали систем жизнеобеспечения сильно изношены. Большинство коммуникаций были проложены еще в советские времена с расчетом на плановую замену или вообще перестройку района. Поэтому нормативный срок службы труб был ограничен.
Во многих случаях он уже истек, но изношенные и нередко проржавевшие магистрали продолжают работать, что, естественно, рано или поздно приводит к разрушению, протечкам, засорениям и прочим проблемам. Ремонтировать такие трубы классическим способом с рытьем траншеи долго, дорого и не всегда возможно, и санация становится выходом из положения.
Для реконструкции методом санации применяют вставные трубы из полимеров. Чаще всего материалом для них служит полиэтилен низкого давления как наиболее подходящий и долговечный. Для технологических трубопроводов используют также полипропилен, поливинилхлорид, хлорированный поливинилхлорид, а также поливинилиденфторид.
Содержание
- Применение санации трубопроводов
- Способы бестраншейного ремонта
- Преимущества санации трубопроводов
- Сферы применения бестраншейного метода
- Особенности проведения санации
Применение санации трубопроводов
Важным преимуществом данной технологии является возможность ее применения для восстановления труб из основных материалов: стали, чугуна, железобетона и более современных синтетических полимеров. Санация подходит не только для восстановления старых трубопроводов, но и для оперативного ремонта более новых.
Санация трубопроводов позволяет решить следующие задачи:
- восстановить трубы после частичного износа вследствие коррозии;
- частично заменить изношенные участки трубопровода без полного демонтажа и масштабных земляных и сопутствующих работ;
- полностью заменить участки трубы, разрушенные до такой степени, что их восстановление уже не представляются возможными.
Все потенциальные проблемы с коммуникациями — прямые следствия химических и физико-технических характеристик материалов, из которых сделано большинство старых труб: стали или чугуна, бетона или железобетона. Среди их недостатков — высокая пористость, низкая устойчивость к гидроударам, а также естественная подверженность коррозии. Санационные технологии позволяют компенсировать перечисленные изъяны старых труб.
Способы бестраншейного ремонта
Зарубежный опыт убедительно доказывает, что санация трубопроводов бестраншейным методом — удобная, выгодная и эффективная альтернатива традиционному подходу. Активно применяются следующие способы его воплощения:
- Технология «труба в трубе». Внутри поврежденного стального, железобетонного или чугунного участка закрепляют полимерный фрагмент. Предварительно старые магистрали промывают водой под давлением: напор сбивает со стен отложения. Такая технология подходит и для водопроводных, и для канализационных сетей.
- Защитный слой полимеров. Этот способ также называется U-line. Он заключается во введении в трубу готового полимерного вкладыша в форме рукава или кишки. Затем в магистраль пускают обычный для нее теплоноситель. Его движение по трубопроводу создает напор, распрямляющий полимерный рукав на его участке.
Преимущества санации трубопроводов
Помимо небольшой массы полимерных труб, большого ассортимента их типоразмеров, долговечность и возможности вести работы в холодное время года, бестраншейная санация трубопроводов обладает следующими преимуществами:
- сводит к минимуму земляные работы, что значительно сокращает расходы на специальную автотранспортную технику (экскаваторы, самосвалы и прочее);
- существенно упрощает составление технических проектов и смет, потому что все действия производятся на ограниченном участке инженерных коммуникаций;
- продлевает срок нормальной эксплуатации санированной трубы на многие годы;
- не затрагивает смежные коммуникации и проложенных поблизости магистралей;
- сокращает необходимое для ремонта время в три, а иногда даже в пять раз по сравнению с открытой прокладкой;
- предоставляет доступ к внутренней поверхности участков на поворотах, сгибах, ветвлениях основной трубопроводной магистрали;
- не всегда требует доступа экскаваторов и другой спецтехники, что позволяет применять метод на ограниченных по площади участках и привлекать минимум сотрудников;
- допускает продолжение движение транспортного потока по дороге, проложенной над поврежденным участком санируемой инженерно-технической магистрали;
- повышает качество и скорость движения транспортируемой трубопроводом среды благодаря гладкой внутренней поверхности полимерного вкладыша;
- дает возможность проводить работы без остановки стоков.
Таким образом, после санационных работ трубопровод сохраняет нормальную пропускную способность, а иногда даже улучшает ее за счет гладких стен и чистого просвета. При этом затраты на реконструкцию магистрали значительно сокращаются.
Сферы применения бестраншейного метода
Санационная реконструкция трубопроводных систем возможна на различных объектах. В первую очередь, это водопроводные и канализационные сети бытового назначения. Они изношены наиболее серьезно, при этом их эксплуатация ведется в интенсивном режиме. Ремонтировать их обычным траншейным способом обычно крайне неудобно.
Следующая сфера применения санационной технологии — реконструкция дренажных и ливневых систем на придомовых городских и загородных участках, при общественных и производственных зданиях и сооружениях. Бестраншейный способ в целом универсален: подходит не только для бытовых коммуникаций.
Метод освоен и промышленными предприятиями — применяется для реконструкции общих и технологических инженерных сетей, проложенных на их территории. Также санация подходит для реконструкции городской инженерно-технической и коммунально-хозяйственной инфраструктуры: труб фонтанов, общих участков коммуникаций и т .д.
Технология удобна, когда нежелательно или невозможно ограничить доступ к участку со старыми трубами. Другая распространенная ситуация — физическое ограничение рабочей площади смежными зданиями и сооружениями. Это особенно актуально для населенных пунктов, где произошло уплотнение застройки.
Особенности проведения санации
Санация трубопровода требует предварительного обследования поврежденной магистрали и плана по восстановлению. Работу большинства инженерных коммуникаций нужно приостановить на время ремонта, но для канализационных систем это необязательно. При заказе санационных работ необходимо учитывать специфику их осуществления.
Так, возможно восстановление труб диаметром от 150 до 1500 мм в напорных и до 3500 в безнапорных системах. Новые полимерные трубы могут иметь диаметр от 100 до 2800 мм. Расстояние между колодцами при проведении санации не должно превышать 500 метров.
Общие правила
Проведение восстановления несколько различается для напорных и безнапорных сетей.
- В напорных магистралях. Это инженерные сети, в которых рабочая среда перемещается под давлением. Для восстановления таких сетей чаще всего используют трубы из полиэтилена низкого давления со стандартным размерным коэффициентом SDR 17. Обозначение марки материала — ПНД ПЭ 100 SDR 17). Чем выше рабочее давление, тем ниже должен быть этот коэффициент. Например, для напора в 25 атмосфер нужен SDR порядка 6. Допустимый диаметр санируемых ПНД ПЭ 100 труб составляет от 150 до 1200 мм.
- В безнапорных магистралях. Это инженерные сети, в которых прохождение среды не требует повышенного давления. Для их восстановления также использует тот же полиэтилен низкого давления ПНД ПЭ 100. Допустимый диаметр труб в безнапорных магистралях выше, чем в напорных конструкциях, и составляет от 150 до 2800 мм.
Диаметр просвета
Если диаметр просвета составляет более 50 см, необходимо использовать полимерные вкладыши, показатель кольцевой жесткости которых относится к классу SN 2 и выше. Такие конструкции рассчитаны на прокладку на глубине от 1 метра. Класс кольцевой жесткости определяется в зависимости от глубины залегания трубопровода.
При санации магистралей, проложенных под дорожным покрытием, применяют полиэтиленовые вставки с кольцевой жесткостью класса SN 8. Для промышленных и коммунальных сетей, залегающих на большой глубине, нужны особо прочные трубы класса SN 16.
Этапы
Технически правильная последовательность действий при санации такова. Сначала запускается самоходный робот с камерой и лампой для оценки состояния внутренней поверхности трубы. Он находит проблемный участок, который затем очищают от налета песка, кальция, карбонатов и ржавчины. При этом возможно истончение стенки вплоть до перфорации.
Очистка осуществляется механическим и гидравлическим методами. После нее проводят повторную ревизию и замеряют диаметр просвета. Далее следует протяжка трубы.
В заключение в отремонтированный участок снова запускают робота для контрольного осмотра трубы. Производственная компания «Новис» выполняет санацию инженерных сетей с соблюдением всех правил.